Спасо-Преображенский храм в селе Пурех
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Историческая справка храма в честь Преображения Господня.
Пурех, или Макарий-Пурех… в XVII столетии был не­большим селением, и назывался Макарьева полусло­бодка. Село Пурех было пожаловано князю Д. М. Пожар­скому еще в 1610 году царем Василием Шуйским, наря­ду с другими селами. В 1621 году Дмитрий Михайлович Пожарский получает жалованную грамоту от царя Миха­ила Феодоровича Романова, которая подтвердила его права на Пурех.

В «Записке о древностях Спасо-Преображенской церкви в селе Пурехе» архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иакова (Вечеркова) (Т 1850г.) приво­дится документ из вотчинного пуреховского правления, где отмечено, «что боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский на своей вотчинной земле поставил монас­тырь».
По разделу вотчин между детьми в 1647 году в составе монас­тыря имелась, как сви­детельствовал доку­мент, «церковь камен­ная Преображения Христова… а в церкви два придела, придел Евфимия Суздальскаго Чудотворца освящен, да придел Макария Желтоводскаго и Унженскаго Чудотворца… да в исподи церковь с трапезою Успения Пресвятыя Бого­родицы, да придел Александра Свирскаго Чудотворца». К храму была пристроена каменная шатровая колоколь­ня, на которой имелся благовестный колокол весом в сорок пудов и одиннадцать колоколов средних и малых. «А в церквах и приделах Божие милосердие и церков­ные утвари, строение боярина князя Дмитрия Михайло­вича Пожарского»,- особо отмечалось в документе. Спасо-Преображенская церковь являлась украше­нием села и всей округи. В архивных документах не были найдены даты закладки и освящения храма. Но первый придел на верхнем этаже освятили в 1627г. Известно имя строителя храма — это каменных дел под­мастерье Филипп Иванов. В настоящее время Спасо-Преображенская церковь имеет величественную коло­кольню   с   высотой   более   45   метров   до   креста.
Животворящий Крест из церкви Преображения Гос­подня был, но преданию, принесен в Макарий-Пурех князем Дмитрием Михайловичем Пожарским из Соло­вецкого монастыря — в год, когда в Макарьевской сло­боде начала свирепствовать моровая язва.

Князь имел духовные связи с Соловецкой обителью и в 1635 году привез оттуда Чудотворный Животворящий Крест Господень для избавления от белезней. Сделан был из твердого гранатового дерева с резным на нем изображением распятого Господа нашего Иисуса Христа.
По преданию, Крест сей «соо­ружен бысть тщанием и трудами» преподобного Савватия, основа­теля Соловецкого.монастыря, с преподобным Зосимою и Герма­ном (XV столетие). Крест принес не только благодать, но и из­вестность Пуреху по всей России. I Поклониться Креслу шли и ехали из самых отдаленных мест. У ни­жегородского краеведа и истори­ка А. С. Гациского читаем: «Живот­ворящий Крест (трехаршинной меры) — главная святыня Спасо-Преображенской церкви — составляет предмет поклонения окрестного, и даже из более отдаленных мест, населения…»
Чудотворный Крест пребывал в Спасо-Преображенской церкви села Пурех не менее трёхсот лет. В 1935 г., при священнослужителях Павле Морозове (1937г.) и Васи­лии Александровиче Воскресенском (1937г.), новые власти закрыли Спасо-Преображенскую церковь, а Жи­вотворящий Крест с трудом, из-за его тяжести, вывезли из села в Нижний Новгород и положили на складе.
В августе 1941 года, в связи с известными событиями, власти разрешили открыть в Нижнем Новгороде Троиц­кую Высоковскую церковь. Крест со склада взяли и уста­новили в этом храме.
В наше время, при возобновлении богослужений в Спа­со-Преображенской церкви Пуреха, была освящена Высокопреосвященнейшим Архиепископом Георгием копия Животворящего Креста Господня, изго­товленная на средства благотворите­лей. В 2011 г. на этой копии была укре­плена частичка подлинного Чудотвор­ного Животворящего Креста Господня.
В 1998 году в центре села Пурех был установлен памят­ник защитнику православной веры и Отечества князю Дмит­рию Михайловичу Пожарскому.
Знамя ополчения, под которым князь Дмитрий По­жарский вместе с нижегородским ополчением ходил на врагов — святыня и символ победы, имеющая большое духовное и историческое значение. Спасо-Преображенский храм, а вначале Макарьевский монастырь, заложен и возведен был на средства князя Дмитрия Пожарского в знак благодарности Богу за освобождение Отечества.

Знамя ополчения находилось в Спасо-Преображенокой церкви села Пурех более двух веков, до 1827 года По Высочайшему повелению  Императора Николая знамя (стяг) и хоругви ополчения Д. М. Пожарского бы­ли переданы в Оружейную палату Московского Кремля.

В 1864 году, после пожара, перестроили Спасо-Преображенскую церковь. В 1879 году к ней были прист­роены новые трапезная и колокольня с семнадцатью колоколами. Главный колокол весил 740 пудов и был одним из самых больших колоколов округи. Его звуча­ние, по свидетельству старожилов, было слышно в горо­де Городце.

Менее 1 года остается до праздновании 400-летия по­беды нижегородского ополчения над поляками и осво­бождения Москвы и России, а Снасо-Преображенская церковь в селе Пурех, как и многие другие, остается в забытьи из-за нашего неведения и неблагодарности.

Реставрация, начатая в старинных приделах церкви Преображения Господня, Макария Жел говодскаго и Унженскаго Чудотворца, закончилась возведением строи­тельных лесов более 15 лет назад. Нижние же древние приделы храма, посвященные Успению Пресвятой Бо­городицы и преподобного Александра Свирского, не рес­таврировались никогда. Стены 17 века, приютившие ветеранов ополчения, которые первоначально жили и подвизались в нижних пределах церкви, смотрят на нас с молчаливым укором.

Спасо-Преображенская церковь, благословлявшая ве­теранов ополчения в бой, приютившая и проводившая в последний путь, заслуживает нашего благодарного вни­мания, как и древняя церковь Иоанна Крестителя в Ниж­нем Новгороде, благословлявшая нижегородское ополче­ние в начале ратного пути. Сам же князь Дмитрий Ми­хайлович Пожарский отмечал Пуреховский храм богаты­ми вкладами и хранением в нем многих известных пра­вославных святынь.



По материалам книги
прот. Александра Соколова
«Князья Пожарские и нижегородское ополчение».

Настоятель прихода Спасо — Преображенской церкви села Пурех — протоиерей Владимир Гофман;
клирик Спасо — Преображенской церкви села Пурех — протоиерей Михаил Балабанов;
тел. храма: 8 (83160) 3-22-81
Реквизиты храма:
т/с 40703810642140100143;
ИНН 5236005739; КПП 523601001; БИК 042202603;
к/с 30101810900000000603;
Волго-Вятский банк СБ НА г. Н. Новгород

 

У Вас недостаточно прав для добавления комментария
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!

Ошибки на сайте?

Дата:
Время:

Топ комментариев

Последнее на форуме

Database connection error